Побывав в племени аборигенов острова Суматра, российские исследователи познакомились с девочкой, выросшей в обезьяньей стае

Планируя экспедицию в самые отдаленные от цивилизации уголки индонезийского острова Суматра, мы и не предполагали, какая удивительная встреча нам предстоит. Знакомство, состоявшееся у нас во время посещения племени диких кочевников, относится к разряду тех, которые сохраняются в памяти на всю оставшуюся жизнь. О таком событии мечтает каждый исследователь. Нам выпала удача познакомиться с необычной девочкой, которая, по словам соплеменников, была воспитана орангутанами.
Странный ребенок
Мы отправились в Индонезию изучать традиции и культуру кочевников кубу, которых можно найти лишь в глубине острова Суматра. Народность эта, общая численность которой составляет на сегодняшний день около 8 тысяч человек, не имеет постоянного места жительства, что представляет определенную трудность для любого, кто захочет встретиться с ее представителями. После шести дней изнурительных переездов верхом на слонах по заболоченным джунглям острова нам удалось натолкнуться на небольшую группу аборигенов. На первый взгляд ничего необычного в этих людях не было. Кубу ведут образ жизни, свойственный многим малочисленным народам Юго-Восточной Азии: охотятся на мелких животных, собирают плоды, ягоды и корни съедобных растений. В то же время они показались нам на редкость гостеприимными и дружелюбными. Мы прожили с ними уже почти неделю, когда вдруг наше внимание привлекла одна маленькая девочка.
На вид ей было около десяти лет, но она несколько выделялась среди своих сверстников. Прежде всего она никогда не общалась с другими детьми, не играла и даже не улыбалась. К тому же большинство из детей носили набедренные повязки, а она всегда ходила голышом, и все попытки взрослых надеть на нее какую-либо одежду оказывались безрезультатными. Мы решили понаблюдать за девочкой повнимательнее.

Однажды вечером, когда все аборигены собрались спать и разбрелись по своим хижинам, девочка залезла на росшее рядом ветвистое дерево и устроилась на одной из широких веток на высоте не менее 15 метров. По крайней мере мы, глядя наверх, не могли разглядеть ее в гуще ветвей. По всей видимости, там она провела всю ночь, хотя, согласитесь, спать на такой высоте на ветках для обыкновенного человека немыслимо.
На утро следующего дня, когда мы, проснувшись, вылезли из палатки, нашим взорам предстало зрелище не для слабонервных. Эта маленькая девочка огромным ножом разделывала варана и сырые куски отправляла прямо в рот! Мы стали расспрашивать про нее одного из молодых охотников племени. С большим трудом при помощи переводчика нам удалось узнать необыкновенную историю этого загадочного ребенка.
Рассказ охотника
- Около десяти лет назад наш вождь женился на красивой девушке, - начал свой рассказ охотник. - У них родилась дочь. Я тогда был еще совсем маленьким, но хорошо помню, как через пару лет жена вождя вместе с ребенком пропала в джунглях. Мы всем племенем долго искали их. Старейшины устанавливали контакт с лесными духами, которые знают ответы на все вопросы.

После подробного рассказа о всесилии местных магов охотник рассказал, что, несмотря на все попытки, найти пропавших так и не удалось. Племя решило, что они погибли. Мало ли что могло случиться: в лесах Суматры водятся тигры, леопарды, носороги, медведи. И люди, заблудившиеся в джунглях, вполне могли погибнуть от лап одного из диких животных. Прошло еще 3-4 года, и все уже почти забыли об этой истории. Один только вождь не терял надежды и время от времени повторял: "Я уверен, что получится их найти".
- И вот однажды, - продолжал рассказчик, - во время охоты вождь увидел самку орангутана, которая взбиралась на высокое дерево, прижав к себе человеческого детеныша. Отобрать ребенка нам удалось, только убив животное. Самка орангутана до самого конца защищала детеныша, которого явно считала своим. С большим трудом нам удалось спустить девочку вниз из гнезда. Она упорно хваталась за сучья цепкими руками и пыталась убежать от нас. У дерева лежала убитая обезьяна, и девочка, вырвавшись из рук вождя, схватила ее за шерсть и, прижавшись к ней всем телом, не отпускала до тех пор, пока двое взрослых людей не оттащили ее от трупа. И вот уже около шести лет она опять живет с нами.
На нас этот рассказ произвел неизгладимое впечатление. Честно говоря, поначалу нам показалось неправдоподобным, что потерявшийся младенец мог быть действительно воспитан обезьяной. Но, с другой стороны, Суматра - это одно из немногих мест на планете, где обитают большие человекообразные обезьяны - орангутаны. И хотя их численность неуклонно падает (по данным Международного фонда защиты орангутанов, за последнее десятилетие их численность сократилась вдвое и сегодня на острове обитает около 6 тысяч особей), мы тем не менее получили возможность наблюдать за их повадками в центре реабилитации этих животных Букит-Лаванг в национальном парке Гунунг на юго-западе острова. Вступить с приматами в контакт было совсем непросто. Для начала их нужно отыскать, ведь живут они в болотистых труднопроходимых джунглях, перескакивая с одного дерева на другое в поисках пищи. Мы старались приманивать их бананами. И через несколько дней все-таки увидели самку с детенышем. Заботливая мать обращалась с ним невероятно бережно, учила держаться на ветках, заботливо поддерживая лапами. И потому можно смело предположить, что, если бы самка орангутана встретила на своем пути маленького плачущего человеческого детеныша, скорее всего она приняла бы его за своего.

Нужно признать, что наша девочка-маугли своими повадками и впрямь походила на орангутанов. В свои десять лет она не умела говорить и только научилась произносить некоторые звуки. Как рассказали нам люди племени, она по-прежнему считает орангутанов своими родителями и не может простить людям, что они убили ее мать. Она часто уходит в джунгли, но, когда стемнеет, все-таки возвращается назад.
Мы решили провести небольшой эксперимент и дали ей в руки зеркало. Она не узнала своего отражения, и это значит, что девочка не считает себя человеком и не ассоциирует свой образ с человеческим. Сомнений в том, что она действительно была воспитана человекообразными обезьянами, у нас не осталось.
Воспитанные стаей
Более ста лет прошло с тех пор, как Джозеф Редьярд Киплинг опубликовал свою сказочную повесть о Маугли - "Книгу джунглей", где, использовав образы народных сказаний Индии, поведал необыкновенную историю мальчика, вскормленного волчицей. Но была ли эта история действительно лишь преданием индийской старины или же нечто похожее происходило в реальности? Может ли вообще человек быть выкормлен и выхожен животным? Некоторые ученые отрицают такую возможность, ссылаясь прежде всего на то, что новорожденные слишком слабы, чтобы выжить в условиях, по нашим меркам несовместимых с жизнью. Другие ученые, в том числе наша соотечественница кандидат психологических наук Ольга Арнольд, считают факт вскармливания и воспитания ребенка животными достоверно доказанным, ведь описано множество подобных случаев. И, между прочим, наибольшее число рассказов пришло как раз из Индии. Возможно, потому, что жители этой огромной страны из-за нищеты вынуждены были оставлять маленьких детишек в джунглях. С 1843 по 1933 год из Индии поступило не менее 16 сообщений о найденных маугли. Среди них дети-волки и дети-леопарды.
Одна из самых известных историй о детях, воспитанных в звериных стаях, произошла, кстати, в СССР. В 1957 году в степях Туркмении геологи заметили в окружении волков маленького мальчика. Он бегал вместе с животными, на четвереньках, а те охраняли его, не давая людям приблизиться. С вертолета волков расстреляли и только тогда смогли поймать кусающегося и царапающегося ребенка. Врачи, обследовав найденыша, поставили диагноз: олигофрения. Мальчика поместили в психиатрическую больницу и продолжительное время держали в клетке. Только к 16 годам его отучили есть сырое мясо, выть и ходить на четвереньках. Прожив недолго и научившись лишь немного говорить, он так и не сумел полностью адаптироваться к человеческой жизни.

И подобных случаев известно десятки. Обследованные учеными дети-маугли в своем поведении воспроизводили видовое поведение (повадки) животных, которые их воспитывали. Все сильно отставали в умственном развитии от детей, растущих в обычных условиях, и их перевоспитание представлялось крайне затруднительным. Дети-волки, например, выли по ночам, ходили на четвереньках, ели сырое мясо, отказывались от общения с людьми.
Как утверждают психологи, становление человека является результатом его участия в жизни организованных социальных групп с момента рождения. А людей, которые по каким-либо причинам были полностью изолированы от человеческого общества, как в случае с девочкой, воспитанной обезьянами, ученые называют феральными типами. Обычно в своем поведении они практически ничем не отличаются от животных.
- Младенец, воспитанный орангутаном, а впоследствии возвращенный в человеческую среду, имеет большие шансы выжить, чем, например, человек, воспитанный волчицей, - утверждает Ольга Арнольд. - Это объясняется просто: орангутан - человекообразная обезьяна, существо, близкое нам по природе. Сознание человека складывается в первые годы жизни, и скорее всего существо, воспитанное орангутаном, считает себя таковым. Такой человек социализирован по-иному, потому что в раннем возрасте попал в другую среду, где он считал себя членом стаи. Первые годы - самые главные в жизни человека. И все попытки перестроить людей, выросших в стае, вряд ли могут быть успешными, так как эти существа чужие в человеческом мире и они не чувствуют себя людьми.
Можно сказать, что девочке-маугли из племени кубу повезло трижды. Сначала, когда ее подобрала самка орангутана. Затем, когда через несколько лет ее нашел родной отец. И, наконец, что мы, обнаружившие ее, оказались не теми исследователями, которые забрали бы "уникальный экземпляр" для изучения. После чего стали бы приучать ее ходить, есть, работать как положено, как это делают нормальные люди.
Остров Суматра - Москва
Елена фон Штернберг, Олег Алиев (фото)